Что нужно современному молодому человеку, чтобы чувствовать
себя уверенно, комфортно в сегодняшней жизни? Умение самостоятельно приобретать
необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных
жизненных проблем, способность критически и творчески мыслить, умение увидеть
возникающие трудности и найти оптимальные пути их преодоления, способность быть
коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща, быть конкурентоспособным.
Вот как научить всему этому ребёнка и дать ему крепкие
знания демонстрировали Абанские школы №3 и №4, Почетская СОШ и Туровская ООШ,
которые в апреле проводили на своих территориях Дни открытых дверей.
Почетская СОШ на своей территории решает проблему качества
образования, для чего ищут резервы в работе с учителями, учениками, семьёй,
общественностью. Учителя активно осваивают современные образовательные
технологии ИОСО, КСО; в воспитательной работе начинает складываться школьное
самоуправление. Поиски союза во взаимодействии семьи и школы-задача
управленческой команды. Проведены хорошие уроки, внеклассные мероприятия,
заседание координационного совета, убедительно показывающие, что школа
находится в поиске путей обновления своей деятельности.
И, конечно, Абанские школы-это стержень всего нашего
образования: здесь учеников больше, чем во всех остальных школах района, здесь
учителей больше, здесь проходит гораздо больше районных мероприятий, здесь лицо
Абанского образования.
Молодая школа-Абанская СОШ №3. Два года её жизни дают
весомые наработки: школа через деятельностно-компетентностный подход показала
основы современного образования: помимо традиционных программ, работают и
развивающие ( в начальной школе), разработаны целевые программы по разным
направлениям; школьное самоуправление организовано и действует, работа с
одаренными детьми ведется в системе, и есть успехи на уровне района и края; три
районные базовые площадки ведут работу с педагогами района. Но самое главное,
на мой взгляд, достоинство школы, что старшая ступень- это профильная школа,
единственная в районе. Учащиеся делают выбор будущей профессии, в углубленном
объеме изучают соответствующие предметы, ведут исследовательскую работу.
Учителя тоже обучаются работе в профильных классах.
Эта многогранность школы требует кропотливой работы
управленческой команды.
Идут поиски эффективных путей. Сама школа, конечно,
красавица, и нужно отдать должное руководству школу за отличное сохранение
чистоты и порядка в школе.
И вот педагогическая общественность в старейшей школе
района- в Абанской СОШ №; имени героя Советского Союза В.С. Богуцкого. Школу не
узнать. Обновление за последние годы заметное: и ремонт и оформление
тематическое, и площадка около портрета В. Богуцкого, и актовый зал,и музей и
т.д.
Но не красна изба углами… Насыщенный день показал
многоцветье и глубину наработок коллектива учителей, учащихся и родителей.
Четыре года назад коллектив взялся за осмысление проблем образования, связанных
с повышением его качества. Базовая площадка « Резервы качества образования»-
одна из лучших в районе. Здесь ежегодно
Добавляются новые направления, которые способствуют развитию
школы. Здесь работают 6 победителей нац.проекта «Лучшие учителя России», 6
победителей проекта
« Лучшие учителя
края». Здесь учащиеся-победители в олимпиадах и конкурсах, здесь по результатам
ЕГЭ по математике первое место, по русскому языку – второе .Это здесь работает
стабильный коллектив учителей, с которыми ведется системная методическая
работа, которая даёт главный результат-высокий профессионализм. А в наше время,
когда быстро меняются ориентиры, когда повышаются требования к качеству
педагогического
образования, уровень профессионализма становится условием развития
образования. Школа ставит приоритетом развития педагога-владение современными
образовательными технологиями: ИОСО, КСО, модульное, разноуровневое, ЛОРО и
т.д., то есть технологии
компетентностого подхода. Работа ведется в союзе с краевым
институтом повышения квалификации. В школе создаётся новая структура
методической службы, где есть место каждому. Завершала учебный год поездка в
Туровскую ООШ. Небольшая сельская школа, в образовании района поставила свою свечку.
Там нет уроков, есть занятия, где каждый ученик ни минуты не теряет зря, так
как включен в работу, свободно говорит, спрашивает, отвечает, то есть развиты
коммуникативные компетенции. Создан коллектив единомышленников- педагогов,
уверенных и умеющих работать в новой образовательной практике-
РВГ(разновозрастная группа). Это инновационная школа, которую поддерживает и
краевой ИПК. Учителя школы сегодня другие, не те, что были 3-4 года назад. Это
открытые для всех люди, которые помогают педагогам других школ в освоении КСО,
легко идут в конкурсы и ведут с собой детей. Значительно изменились результаты
обучения, если в школе постоянно были неуспевающие, то сегодня речь идёт о
повышении качества обучения.
Таким образом, к
концу учебного года-Года учителя-с уверенностью можно сказать, что абанское
образование не стоит на месте, а идёт в ногу со временем.
Заместитель
руководителя «ИМС» В.Н. Емельянова.
17.05.10г.
«День
открытых дверей»
как форма
общественно-профессиональной экспертизы образовательных ресурсов Абанского
района.
Сегодня
социально-экономические условия развития страны требуют от системы образования
в целом и от каждого учреждения образования в частности быть конкурентоспособными,
открытыми для широкой общественности, иметь привлекательный имидж для
потребителя образовательных услуг, мобильными в плане обмена информацией.
Успех
деятельности любого учреждения системы образования зависит от позитивного отношения
к ним к окружающим. Изменения в системе образования идут очень стремительно:
меняется содержание общего образования, введено профильное обучение в старшей
школе, идут новые образовательные стандарты, организуется предшкольное
образование, работа с одаренными детьми требует особого внимания …и т.д. И все
это требуетосмысления, наработки опыта.
В школах и
детских садах накоплен богатейший опыт обучения и воспитания детей. Этот опыт
представляет большую ценность особенно сейчас, когда всем нужно что-то новое. Этот
опыт и является основой развития системы образования района. Ведь иногда за
опытом едут учителя за сотни верст, и не всегда его берут, а тут - рядом и не
хуже. Поэтому муниципальная методическая служба внесла предложение организовать
дни открытых дверей в год учителя во всех образовательных учреждениях района с
целью проведения общественно-профессиональной экспертизы, которая позволяет
определить качественные образовательные возможности данного учреждения, выявить
позитивный, инновационный опыт. Это мероприятие полезно прежде всего самой
школе, детскому саду, так как предполагает проведение глубокой аналитической
деятельности: выявить сильные и слабые стороны работы и определить стратегию
развития учреждения на будущее. Участие принимают в подготовке Дня органы
власти, родители, общественность, то есть включены все заинтересованные стороны.
Среди ожидаемых результатов можно назвать желание взаимодействовать, пробовать
свои силы, учится открытости, конструктивно решать многие вопросы развития
муниципальной системы образования.
Открыли Год
учителя Хандальская СОШ, в который День открытых дверей состоялся 25.01.2010г.
Представлен интересный опыт по здоровье -сберегающей деятельности в школе: 3
часа физической культуры во всех классах, с начальной школы ведут ОБЖ, в среднем звене
идут уроки здоровья, в старшем - уроки валеологии. Кружковая работа,
использование КСО на уроках, работа туристско-спортивного клуба «Исток» позволили
включить в эту систему деятельности практически всех учащихся, а школе стать участником
краевой программы «Школа-территория здоровья».
Так уж
получилось, что следующими были Новоуспенская и Залипьевская средние школы.
Тоже о здоровье. «Организация учебно-воспитательной работы школы по
формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья школьников и
учителей». Школа представили опыт внеклассной работы по теме: спортивная,
военно-патриотическая работа, школьное самоуправление, программа «Семья»;
«Одаренные дети»; «SOS».
Открытые
уроки пришли на высоком уровне, где каждый ребенокработал, добывал знания, учился принимать
информацию.
И вершимой
проблемы здоровья школьника стал День открытых дверей в Залипьевской СОШ. Все
педагоги во главе с директором держали экзамен на качество: управленческая
деятельность в вопросе сохранения здоровья,
здоровьесберегающие
технологии в учебном и воспитательном процессах.
Все
мероприятие в школе – это не призывы здоровому образу жизни, а умное
размышление о самой жизни, погружение в неё и осмысление, как надо жить, чтобы
сохранять и поддерживать здоровье. Школа работает в крепком дружеском союзе с
СДК, литературно- музыкальная композиция «Хатынь» завершила день, оставив в
душах присутствующих и участников нравственные раздумья о войне и о сегодняшнем
дне. Система работы школы, её директора, команды прослеживалась во всем: в
чистоте проведения все мероприятий и уроков, в презентации, в поддержке друг
друга, в высокой культуре учеников. У школы хорошие результаты. В рейтинге
успешности Залипьевская СОШ занимает 1 место .
Вознесенская
основная школа неожиданно попыталась показать «Воспитательную систему школы в
рамках разновозрастных отрядов». Однозначно скажу, что проблема практически не
разработана никем, и смелые вознесенцы подступились к ней. Это начало, это
часть воспитательных систем, но то, что все участвуют: ученики, учителя,
родители, общественность -обещает успешную работу. Школа активно начала
работать над коллективным способом обучения, и начальная школа работает в
режиме КСО, но продвижения дальше пока нет.
Зато Долгомостовская СОШ движется в этом
направлении семимильными шагами. Если говорить об инициативе президента «Наша
новая школа», то хоть и не в полном объеме, но её строят в Долгомостовской
школе. Школа ломает все представления об уроке. В школе есть опыт становления
коллективных учебных занятий на разных уровнях организации и ,что самое главное,
в школе есть результат, какого там не было никогда.
18 марта
школа принимала гостей, которых было больше, чем в других школах, что говорит о
востребованности опыта. Здесь был методист ИПК Д.И.Карпович, педагоги из
гимназии №1 города Канска, учителя из школ нашего района. Опыт, предоставленной
школой такой: «Инновационная деятельность школы как показатель развития
учреждения ». Школа не раз открывала двери и показывала этапы освоения
классно-предметной системы. Масштабы проделанной работы с кадрами, их адаптация
в новой системе обучения, работа с родителями, а с учениками само собой, целый
ряд управленческих решений, новая методическая структура- все привело к
изменению сознания учителей, которые поняли, что нужно самим измениться,
изменить учебный процесс, а ученики будут изменяться с течением времени. Сегодня
Долгомостовская школа – это инновационная школа, которую знают в крае; педагоги
школы выступают на краевых конференциях, проводят мастер классы, то есть учат
других. Воспитательная система школы подчинена подготовке школьников к реалиям современной
жизни.
16.03 открыл
двери и межшкольный учебный комбинат. Это уникальное учебное заведение в районе.
Не каждому дано учиться в вузе, нужно кому-то работать и на земле, и в лесу, и
в других местах, то есть владеть рабочими профессиями. 11 профессий дает
Абанский МУК. О профориентационной деятельности с учащимися школ района шел
разговор на конкурсе « Лучший по
профессии «Автодело», на занятии «Моя будущая профессия «Продавец». Презентация
работы МУК по ориентации учащихся на профессию говорят о важности и необходимости их
деятельности для школьников и для района, где останутся они работать.
Таким образом,
каждая школа Абанского района имеет свой опыт.
«Дни
открытых дверей» показывают не только положительные моменты, но и слабые места
в образовании, и в методической службе района. А в школе открывается новое поле
деятельности: и пути совершенствования урока, и создание воспитательной
системы, и новые подходы в работе с одаренными детьми, и подготовка нового
учителя.
Смотр продолжается.
В.Н. Емельянова.
Зам. руководителя МБУ « ИМС»
Базовые площадки как форма
методической работы
Базовые площадки как форма
методической работы в районе были созданы с целью распространения
положительного педагогического опыта по школам района. В Абанской СОШ № 3
действуют три базовые площадки:«Информатизация образования», «Предшкольное образование» и «Развитие
начальной школы». Заседание двух базовых площадок прошла в декабре, месяце,
когда вольно или невольно определяются некоторые результаты, подводятся итоги
прошедшего года. Что получилось, что достигнуто педагогическим сообществом за
этот время?
Педагоги – организаторы базовой
площадки «Информатизация образования» Абанской СОШ № 3 видятсвою миссиюв апробации и тиражировании педагогических инициатив, способствующих
развитию информатизации муниципальной системы образования.Для повышения профессионального уровня педагогов
в области примененияинформационных
технологий 1 декабряпрошло заседание «Интерактивная доска –
инструмент работы современного учителя»
Миллер Н.Я , руководитель
базовой площадки, провела открытый урок биологии в 8 «А» классе по теме «Органы слуха». Целью
урока являлось повышение активности учениковс помощью ИД. Урок прошел интересно и для учеников и для гостей из11 школ. Привлекает внимание уверенное
владение ИД как педагога, так и учащихся. Ребята составляют схемы, рисуют,
отвечают на вопросы теста – все это с помощью интерактивной доски.
О возможностях использования ИД на
урокеМиллер Н.Я поделилась с
коллегамипо завершении урока. ИД может
быть использована: как обычная доска (для записейучителя и учеников), как демонстрационный
экран (для показа слайдов и фильмов – что было замечательно продемонстрировано
на уроке), как интерактивный инструмент (подразумевая работу с подготовленной в
цифровом виде информацией).Семинары –
практикумы по работе с интерактивной доскойпровели Миллер Н.Я, Брюханова Е.В, Крикунова Т.В. В ходе работы они дали
ответы на многие вопросы для начинающих пользователей. Организаторы
позаботились приготовить адреса полезных ссылок в Интернете, где можно найти
ответы на возникающие вопросы и получить материалы для работы на уроке.
Следующее заседание БП
планируется провестикак выездное. А у
школ есть возможность показать свои наработки в использовании ИД.
Дошкольное образование являетсяважным фактором, обеспечивающим качество
образования. Базовая площадка «Предшкольное образование» (руководитель
Борисова Н.А) объединяетпедагогов18 школ района, работающих с группами
предшкольного обучения. 9 декабря педагоги встретилисьв школе № 3, чтобы обсудить тему «Игра, как
средство обучения и развития детей дошкольного возраста»
Борисова Н.А воспитатель ГПО
школы № 3 провела открытоезанятие в
группе шестилеток. Ребята считали, рисовали, называлидни недели и месяцы года – и все это в
игровой форме школы «Развивайка».
Воспитатель ГПО Березовской
СОШ Шпис С.Вдала мастер – класс «Игра,
как средство обучения». В основу своей профессиональной деятельности Светлана
Васильевна положила игру – путешествие «К себе в гости». Игра рассчитана на
развитие группового и индивидуального творчества детей. Путешествие « к себе»
идет через 4 города на карте: «Художников», «Писателей», «Музыкантов», «Мое я».
В ходе путешествия ребята выполняют творческие задания, развивающиевоображение, логику, навыки рисования,
слушания музыки.
О роли игры в развитии детей
дошкольного возраста, этапы развития игры рассказала Миллер М.Я, психолог школы
№3.
Педагоги обсудили планы и
перспективы развития ГПО, провели
корректировку планов базовой площадки.
Впереди у педагогов школы № 3 большиепланы и огромное желание продолжать свой
нелегкий труд на благо развития образования.
Е. Шевчук,методист ИМС
В методической службе Абанского района в основу деятельности взята работа базовых площадок.
Базовая площадка
– это образовательное учреждение, на базе которого нарабатывается,
апробируется и тиражируется педагогический опыт, способствующий
развитию муниципальной системы образования. Вокруг Базовой школы
собираются школы-партнеры, используют опыт БП и нарабатывают свой, тем
самым развивая БП.
Третий год работают БП при школах:
Залипьевская СОШ «Здоровьесберегающая деятельность в школе» (примыкают 4 школы).
В школе (БП)
наработан опыт по здоровьесбережению учащихся: управленческая
деятельность, здоровьесберегающие технологии на уроке и в
воспитательной работе, и т.д.
В октябре 2008г
прошла БП «Учебный процесс с валеологической направленностью.
Требования к здоровьесберегающему уроку». Присутствующие увидели
систему работы и результат: дети практически не болеют.
Абанская СОШ №4 – БП «Резервы качества обучения» (6 школ работают вместе). Основные направления работы:
- Повышение эффективности урока;
- Современные образовательные технологии;
- Повышение роли дополнительного образования;
- Психолого-педагогическое сопровождение
учащихся при подготовке к ЕГЭ.
Работа организована так, что каждое заседание площадки дает новый материал в
наработках коллективаАбанской СОШ №4 и ее школ-партнеров. Пути совершенствования урока – главная линия площадки.
Березовская СОШ внесла свой вклад в развитие площадки, они наработали опыт потеме «Сопровождение учащегося учителем, классным руководителем, родителем».
Почетская СОШ представила опыт «Система подготовки учащихся к ЕГЭ»
Другие школы пока пассивны.
Туровская ООШ БП «Не
классно-урочная система обучения». Наработан опыт работы в РВГ, освоены
и эффективно используются методики КСО. Идет тесное взаимодействие
Туровской ООШ с Вознесенской ООШ, Долгомостовской СОШ, 3-х школ средних
и 4-х малокомплектных.
Есть сопровождение из ИПК (лаб. Лебединцева)
Вознесенская школа отрабатывает модель школы полного дня.
Долгомостовская
СОШ входит в состав краевого инновационного комплекса по
классно-предметной системе, краевая стажерская площадка. Здесь идет
серьезное погружение в новую систему обучения, очень заметны позитивные
сдвиги.
Покатеевская СОШ БП «Адаптивная школа».
Победитель в
национальном проекте – 2007г, идет наработка опыта «Управленческая
деятельность в адаптивной школе. Особенности современного урока»,
«Технологии адаптивной школы» и т.д. сложный прочныйсоюз с Денисовской ООШ.
Абанская СОШ №3 – прошло открытие площадки «Информатизация образования», главные направления ее деятельности:
- формирование модели сетевого
взаимодействия педагогов района
- использование ИКТ в учебно-
воспитательном процессе и т.д.
БП «Предшкольное обучение» «перешла» из ЦДТ, в новых условиях решаются
вопросы «мониторинг готовности ребенка к школе», «организация работы по
экспериментированию и исследовательской деятельности» и т.д.
Готовится к открытию БП «Развитие начального образования», которая ставит
своей задачей готовить «будущее России» учителей и учеников нового поколения.
- Абанская СОШ №1 – БП «Коррекционное обучение». Открытие состоялось в
октябре 2008г. Цель – оказать помощь педагогам, работающим в коррекционных классах.