Развитие начальной школы
Коррекционное обучение
Адаптивная школа
Информатизация образования
Здоровьесберегающие технологии
Предшкольное обучение
«День открытых дверей»
как форма
общественно-профессиональной экспертизы образовательных ресурсов Абанского
района.
Сегодня
социально-экономические условия развития страны требуют от системы образования
в целом и от каждого учреждения образования в частности быть конкурентоспособными,
открытыми для широкой общественности, иметь привлекательный имидж для
потребителя образовательных услуг, мобильными в плане обмена информацией.
Успех
деятельности любого учреждения системы образования зависит от позитивного отношения
к ним к окружающим. Изменения в системе образования идут очень стремительно:
меняется содержание общего образования, введено профильное обучение в старшей
школе, идут новые образовательные стандарты, организуется предшкольное
образование, работа с одаренными детьми требует особого внимания …и т.д. И все
это требует осмысления, наработки опыта.
В школах и
детских садах накоплен богатейший опыт обучения и воспитания детей. Этот опыт
представляет большую ценность особенно сейчас, когда всем нужно что-то новое. Этот
опыт и является основой развития системы образования района. Ведь иногда за
опытом едут учителя за сотни верст, и не всегда его берут, а тут - рядом и не
хуже. Поэтому муниципальная методическая служба внесла предложение организовать
дни открытых дверей в год учителя во всех образовательных учреждениях района с
целью проведения общественно-профессиональной экспертизы, которая позволяет
определить качественные образовательные возможности данного учреждения, выявить
позитивный, инновационный опыт. Это мероприятие полезно прежде всего самой
школе, детскому саду, так как предполагает проведение глубокой аналитической
деятельности: выявить сильные и слабые стороны работы и определить стратегию
развития учреждения на будущее. Участие принимают в подготовке Дня органы
власти, родители, общественность, то есть включены все заинтересованные стороны.
Среди ожидаемых результатов можно назвать желание взаимодействовать, пробовать
свои силы, учится открытости, конструктивно решать многие вопросы развития
муниципальной системы образования.
Открыли Год
учителя Хандальская СОШ, в который День открытых дверей состоялся 25.01.2010г.
Представлен интересный опыт по здоровье -сберегающей деятельности в школе: 3
часа физической культуры во всех классах, с начальной школы ведут ОБЖ, в среднем звене
идут уроки здоровья, в старшем - уроки валеологии. Кружковая работа,
использование КСО на уроках, работа туристско-спортивного клуба «Исток» позволили
включить в эту систему деятельности практически всех учащихся, а школе стать участником
краевой программы «Школа-территория здоровья».
Так уж
получилось, что следующими были Новоуспенская и Залипьевская средние школы.
Тоже о здоровье. «Организация учебно-воспитательной работы школы по
формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья школьников и
учителей». Школа представили опыт внеклассной работы по теме: спортивная,
военно-патриотическая работа, школьное самоуправление, программа «Семья»;
«Одаренные дети»; «SOS».
Открытые
уроки пришли на высоком уровне, где каждый ребенок работал, добывал знания, учился принимать
информацию.
И вершимой
проблемы здоровья школьника стал День открытых дверей в Залипьевской СОШ. Все
педагоги во главе с директором держали экзамен на качество: управленческая
деятельность в вопросе сохранения здоровья,
здоровьесберегающие
технологии в учебном и воспитательном процессах.
Все
мероприятие в школе – это не призывы здоровому образу жизни, а умное
размышление о самой жизни, погружение в неё и осмысление, как надо жить, чтобы
сохранять и поддерживать здоровье. Школа работает в крепком дружеском союзе с
СДК, литературно- музыкальная композиция «Хатынь» завершила день, оставив в
душах присутствующих и участников нравственные раздумья о войне и о сегодняшнем
дне. Система работы школы, её директора, команды прослеживалась во всем: в
чистоте проведения все мероприятий и уроков, в презентации, в поддержке друг
друга, в высокой культуре учеников. У школы хорошие результаты. В рейтинге
успешности Залипьевская СОШ занимает 1 место .
Вознесенская
основная школа неожиданно попыталась показать «Воспитательную систему школы в
рамках разновозрастных отрядов». Однозначно скажу, что проблема практически не
разработана никем, и смелые вознесенцы подступились к ней. Это начало, это
часть воспитательных систем, но то, что все участвуют: ученики, учителя,
родители, общественность -обещает успешную работу. Школа активно начала
работать над коллективным способом обучения, и начальная школа работает в
режиме КСО, но продвижения дальше пока нет.
Зато Долгомостовская СОШ движется в этом
направлении семимильными шагами. Если говорить об инициативе президента «Наша
новая школа», то хоть и не в полном объеме, но её строят в Долгомостовской
школе. Школа ломает все представления об уроке. В школе есть опыт становления
коллективных учебных занятий на разных уровнях организации и ,что самое главное,
в школе есть результат, какого там не было никогда.
18 марта
школа принимала гостей, которых было больше, чем в других школах, что говорит о
востребованности опыта. Здесь был методист ИПК Д.И.Карпович, педагоги из
гимназии №1 города Канска, учителя из школ нашего района. Опыт, предоставленной
школой такой: «Инновационная деятельность школы как показатель развития
учреждения ». Школа не раз открывала двери и показывала этапы освоения
классно-предметной системы. Масштабы проделанной работы с кадрами, их адаптация
в новой системе обучения, работа с родителями, а с учениками само собой, целый
ряд управленческих решений, новая методическая структура- все привело к
изменению сознания учителей, которые поняли, что нужно самим измениться,
изменить учебный процесс, а ученики будут изменяться с течением времени. Сегодня
Долгомостовская школа – это инновационная школа, которую знают в крае; педагоги
школы выступают на краевых конференциях, проводят мастер классы, то есть учат
других. Воспитательная система школы подчинена подготовке школьников к реалиям современной
жизни.
16.03 открыл
двери и межшкольный учебный комбинат. Это уникальное учебное заведение в районе.
Не каждому дано учиться в вузе, нужно кому-то работать и на земле, и в лесу, и
в других местах, то есть владеть рабочими профессиями. 11 профессий дает
Абанский МУК. О профориентационной деятельности с учащимися школ района шел
разговор на конкурсе « Лучший по
профессии «Автодело», на занятии «Моя будущая профессия «Продавец». Презентация
работы МУК по ориентации учащихся на профессию говорят о важности и необходимости их
деятельности для школьников и для района, где останутся они работать.
Таким образом,
каждая школа Абанского района имеет свой опыт.
«Дни
открытых дверей» показывают не только положительные моменты, но и слабые места
в образовании, и в методической службе района. А в школе открывается новое поле
деятельности: и пути совершенствования урока, и создание воспитательной
системы, и новые подходы в работе с одаренными детьми, и подготовка нового
учителя.
Смотр продолжается.
В.Н. Емельянова.
Базовые площадки как форма методической работы
Базовые площадки как форма
методической работы в районе были созданы с целью распространения
положительного педагогического опыта по школам района. В Абанской СОШ № 3
действуют три базовые площадки:
«Информатизация образования», «Предшкольное образование» и «Развитие
начальной школы». Заседание двух базовых площадок прошла в декабре, месяце,
когда вольно или невольно определяются некоторые результаты, подводятся итоги
прошедшего года. Что получилось, что достигнуто педагогическим сообществом за
этот время?
Педагоги – организаторы базовой
площадки «Информатизация образования» Абанской СОШ № 3 видят свою миссию
в апробации и тиражировании педагогических инициатив, способствующих
развитию информатизации муниципальной системы образования. Для повышения профессионального уровня педагогов
в области применения информационных
технологий 1 декабря прошло заседание «Интерактивная доска –
инструмент работы современного учителя»
Миллер Н.Я , руководитель
базовой площадки, провела открытый урок биологии в 8 «А» классе по теме «Органы слуха». Целью
урока являлось повышение активности учеников
с помощью ИД. Урок прошел интересно и для учеников и для гостей из 11 школ. Привлекает внимание уверенное
владение ИД как педагога, так и учащихся. Ребята составляют схемы, рисуют,
отвечают на вопросы теста – все это с помощью интерактивной доски.
О возможностях использования ИД на
уроке Миллер Н.Я поделилась с
коллегами по завершении урока. ИД может
быть использована: как обычная доска (для записей учителя и учеников), как демонстрационный
экран (для показа слайдов и фильмов – что было замечательно продемонстрировано
на уроке), как интерактивный инструмент (подразумевая работу с подготовленной в
цифровом виде информацией). Семинары –
практикумы по работе с интерактивной доской
провели Миллер Н.Я, Брюханова Е.В, Крикунова Т.В. В ходе работы они дали
ответы на многие вопросы для начинающих пользователей. Организаторы
позаботились приготовить адреса полезных ссылок в Интернете, где можно найти
ответы на возникающие вопросы и получить материалы для работы на уроке.
Следующее заседание БП
планируется провести как выездное. А у
школ есть возможность показать свои наработки в использовании ИД.
Дошкольное образование является важным фактором, обеспечивающим качество
образования. Базовая площадка «Предшкольное образование» (руководитель
Борисова Н.А) объединяет педагогов 18 школ района, работающих с группами
предшкольного обучения. 9 декабря педагоги встретились в школе № 3, чтобы обсудить тему «Игра, как
средство обучения и развития детей дошкольного возраста»
Борисова Н.А воспитатель ГПО
школы № 3 провела открытое занятие в
группе шестилеток. Ребята считали, рисовали, называли дни недели и месяцы года – и все это в
игровой форме школы «Развивайка».
Воспитатель ГПО Березовской
СОШ Шпис С.В дала мастер – класс «Игра,
как средство обучения». В основу своей профессиональной деятельности Светлана
Васильевна положила игру – путешествие «К себе в гости». Игра рассчитана на
развитие группового и индивидуального творчества детей. Путешествие « к себе»
идет через 4 города на карте: «Художников», «Писателей», «Музыкантов», «Мое я».
В ходе путешествия ребята выполняют творческие задания, развивающие воображение, логику, навыки рисования,
слушания музыки.
О роли игры в развитии детей
дошкольного возраста, этапы развития игры рассказала Миллер М.Я, психолог школы
№3.
Педагоги обсудили планы и
перспективы развития ГПО, провели
корректировку планов базовой площадки.
Впереди у педагогов школы № 3 большие планы и огромное желание продолжать свой
нелегкий труд на благо развития образования.
Е. Шевчук, методист ИМС
Третий год работают БП при школах:
- Залипьевская СОШ «Здоровьесберегающая деятельность в школе» (примыкают 4 школы).
В школе (БП) наработан опыт по здоровьесбережению учащихся: управленческая деятельность, здоровьесберегающие технологии на уроке и в воспитательной работе, и т.д.
В октябре 2008г прошла БП «Учебный процесс с валеологической направленностью. Требования к здоровьесберегающему уроку». Присутствующие увидели систему работы и результат: дети практически не болеют.
- Абанская СОШ №4 – БП «Резервы качества обучения» (6 школ работают вместе). Основные направления работы:
- Повышение эффективности урока;
- Современные образовательные технологии;
- Повышение роли дополнительного образования;
- Психолого-педагогическое сопровождение
учащихся при подготовке к ЕГЭ.
Работа организована так, что каждое заседание площадки дает новый материал в
наработках коллектива Абанской СОШ №4 и ее школ-партнеров. Пути совершенствования урока – главная линия площадки.
Березовская СОШ внесла свой вклад в развитие площадки, они наработали опыт по теме «Сопровождение учащегося учителем, классным руководителем, родителем».
Почетская СОШ представила опыт «Система подготовки учащихся к ЕГЭ»
Другие школы пока пассивны.
- Туровская ООШ БП «Не классно-урочная система обучения». Наработан опыт работы в РВГ, освоены и эффективно используются методики КСО. Идет тесное взаимодействие Туровской ООШ с Вознесенской ООШ, Долгомостовской СОШ, 3-х школ средних и 4-х малокомплектных.
Есть сопровождение из ИПК (лаб. Лебединцева)
Вознесенская школа отрабатывает модель школы полного дня.
Долгомостовская СОШ входит в состав краевого инновационного комплекса по классно-предметной системе, краевая стажерская площадка. Здесь идет серьезное погружение в новую систему обучения, очень заметны позитивные сдвиги.
- Покатеевская СОШ БП «Адаптивная школа».
Победитель в национальном проекте – 2007г, идет наработка опыта «Управленческая деятельность в адаптивной школе. Особенности современного урока», «Технологии адаптивной школы» и т.д. сложный прочный союз с Денисовской ООШ.
- Абанская СОШ №3 – прошло открытие площадки «Информатизация образования», главные направления ее деятельности:
- формирование модели сетевого
взаимодействия педагогов района
- использование ИКТ в учебно-
воспитательном процессе и т.д.
БП «Предшкольное обучение» «перешла» из ЦДТ, в новых условиях решаются
вопросы «мониторинг готовности ребенка к школе», «организация работы по
экспериментированию и исследовательской деятельности» и т.д.
Готовится к открытию БП «Развитие начального образования», которая ставит
своей задачей готовить «будущее России» учителей и учеников нового поколения.
- Абанская СОШ №1 – БП «Коррекционное обучение». Открытие состоялось в
октябре 2008г. Цель – оказать помощь педагогам, работающим в коррекционных классах.